В нашем музее еще не было столь крупной машины чехословацкого производства. Ее модель выполнена из плотной бумаги в традиционном исполнении и масштабе 1 ;32, Собирается она по обычной схеме из трех основных узлов: кузова с кабиной, шасси и осей с колесами. Их раздельное изготовление не только упрощает монтаж, но и избавляет от многих ошибок при работе с такими капризными материалами, как бумага и клей.
На очередном ралли Париж — Дакар в 1988 году среди именитых фирм, выставивших на соревнования свои грузовики, были и чехословацкие автостроители. Их детище «Татра-815» как-то робко смотрелось среди «мерседесов», «ситроенов», «фордов» и «ниссанов» — известных грандов мировых гонок, Еще бы, чехословацкая фирма хотя и известная, но доселе й подобных соревнованиях не участвовала, а ух: о команде и говорить нечего — имен спортсменов никто не знал. Тем сенсациош- ее оказался их успех! Многие автомашины, не выдержав испытаний, сошли с дистанции, а вот «Татра» оказалась в числе призеров!
Заранее приготовьте плотную чертежную бумагу, копирку, деревянные папочки, клей (желательно ПВА, ВФ-2 или бустилат), акварельные краски лпу гуаиь, острый нож или лезвие бритвы, циркуль, лекало и, конечно, ножницы.
Внимательно разберитесь с обозначениями , По сплошной линии — вырезаем, по пунктирной — сгибаем. Сечения, помеченные А-А, В-В и Г-Г, обозначают, что детали в этих местах следует перегибать по месту.
Под рисунок подложите копирку и чертежную бумагу. Соедините пакет скрепками и твердым острым предметом, например, иглой циркуля ипи концом остро заточенного твердого карачдаша, переведите развертки. За^ем еще раз прочертите линии по линейке или лекалу.
Каждую цеталь аккуратно вырежьте ножницами по контуру, стараясь лишний раз не мусолить бумагу: от нагрузки и влажных рук она может вытянуться, и тогда детали будут плохо стыковаться между собой.
Начнем с самого трудоемкого узла — кузова. Вырезанным деталям придайте надлежащий изгиб, под прямым углом согните клапаны. Намазывать их клеем следует как можно тоньше, чтобы тот не выступал по краям и не загрязнял сборку. Склейку проводите хорошо выверенными движениями и как можно быстрее, иначе клей схватится и поправить что-либо потом вряд ли удастся.