Расскажи друзьям об этом:

Бронепоезд Богатырь, музей на столе, модель из бумаги

Бронепоезд Богатырь, музей на столе, модель из бумаги

Благодаря превосходному для своего времени вооружению «Козьма Минин» мог обеспечить большую концентрацию огня и вести прицельную стрельбу в радиусе до 12 км, то есть круговая зона обстрела доходила до 24 км. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью везти с собой большой боезапас.

Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и счетверенные установки пулеметов «Максим». Боевые расчеты были защищены от осколков бомб и снарядов уложенными вдоль бортов штабелями из рельсов и шпал.

Крытая артиллерийская бронеплощадка с 45-мм боковой броней и 20-мм верхней имела на вооружении две 76-мм пушки с пулеметами в танковой башне Т-34, четыре бортовых станковых пулемета в шаровых установках — по две на каждый борт.

На открытой артиллерийской бронеплощадке с боковой броней 45 мм устанавливались 37-мм полуавтоматические зенитные пушки, а посреди бронеплощадок — реактивные установки М-8.

Четыре двухосные контрольные платформы составлялись в два сцепа. Они были загружены аварийным ремонтным комплектом материалов и противопожарного оборудования: рельсы, шпалы, ломики, лопаты, костыли, ящики с песком и другой необходимый инвентарь. С вой боевой путь дивизион начал в городах Горький и Муром. Бронепоезда были построены местными железнодорожниками в свободное от основной работы время на их собственные средства. Позже сами рабочие и ушли добровольцами в составе экипажей бронепоездов на фронт.

Бронепоезд «Козьма Минин» был назван так в честь нижегородского гражданина, снарядившего на свои деньги ополчение для борьбы с иноземными захватчиками в начале XVII века и внесшего неоценимый вклад в дело спасения Российского государства. Триста с лишним лет назад Минин произнес слова, ставшие пророческими: «Если нам похотеть помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не только животов… Дело великое! Мы свершим его…»

В течение трех лет Горьковский дивизион сражался на главных направлениях Великой Отечественной войны: под Тулой, Калугой, Орлом и Брянском. Видели их и города Жлобин, что на Днепре, Ковель на Западной Украине, под Варшавой на Висле и во Франкфурте-на-Одере…

Подразделения дивизиона совершили 150 мощных огневых налетов
по переднему краю обороны и прифронтовым станциям снабжения противника, участвовали в прорыве обороны и отражении вражеских атак.

Артиллерийско-минометным и пулеметным огнем было уничтожено 15 немецких самолетов, 94 пулеметные точки, 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, немецкий бронепоезд и склады боеприпасов, а также 1650 солдат и офицеров противника.

За боевые операции по овладению Прагой дивизион был награжден орденом Александра Невского и получил благодарность народного комиссара обороны.

«Козьма» и «Илья» — так ласково называли бойцы свои бронепоезда — не были похожи на своих старших собратьев времен революций и Гражданской войны. Крепкие, приземистые, намного ниже своих предшественников, с наклонной броней и литыми башнями; по всему — новое слово в практике строительства бронепоездов. Огневой мощью они в несколько раз превосходили созданные ранее боевые машины: на бронепоездах впервые появились реактивные установки и надежное зенитно-артиллерийское прикрытие.

Немцы сразу оценили возможности обоих бронепоездов, поняв, какую угрозу они собой представляют. За «Мининым» и «Муромцем» началась настоящая охота. Фашистская авиация выслеживала «Козьму» и «Илью» на станциях, железнодорожных перегонах. Поезда стали живой мишенью для авиации неприятеля. Однако плотный заградительный огонь зенитчиков всякий раз остужал пыл немецких асов. Когда из пяти бомбардировщиков Люфтваффе на базу возвращался один, это заставляло задуматься вражеских штабистов.

Плененный командир отряда немецких летчиков, обер-лейтенант с тремя Железными крестами на груди, сбитый зенитчиками «Козьмы», признался: «Наша цель — уничтожить бронепоезда любой ценой».

16 мая 1942 года сразу восемнадцать пикирующих бомбардировщиков «Юнкере» J-87 атаковали станцию Чернь, где в это время располагался дивизион. «Козьма» и «Илья», отстреливаясь и искусно маневрируя, отходили за стрелки, на перегон. Однако без потерь из боя выйти не удалось — бомбы нашли свои цели, в воздух один за другим полетели вагоны. На другой день немецкое командование сообщило по радио: «Вчера на станции Чернь Тульской губернии в результате массированного

налета авиации рейха уничтожены советские бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные Америкой».

Каково же было разочарование немецкого командования, когда выяснилось, что уничтожен только один из трех поездов бронедивизиона. Взлетели в воздух штабной, санитарный вагоны и ремонтные мастерские, службы обеспечения. Боевые же части остались в строю.

Перечесть все подвиги экипажей невозможно: весь боевой путь дивизиона — один сплошной подвиг.

В этом году «Козьма» вместе со всеми ветеранами отметил 60-летие Победы. Его можно увидеть и сегодня: бронепаровоз «Козьмы» стоит на постаменте в городе Нижний Новгород.

Модель бронепоезда «Козьма Минин» состоит из нескольких составных частей. Это паровоз, тендер, крытая бронеплощадка, открытая броней лощадка, а также контрольные платформы.

Скачать развёртки и описание сборки