«Застекленное кресло-качалка», «Гадкий утенок», «Четыре колеса под зонтиком»… Так язвительно отзывались журналисты об автомобиле инженера А.Лефевра «Ситроен 2CV», впервые показанном на Парижском автосалоне в октябре 1948 года.
Что и говорить, дебют был неудачным. Однако машина все же привлекла внимание. И на удивление, «Зонтик с четырьмя колесами» неожиданно побил все рекорды долговечности. На конвейере он продержался четыре десятилетия. Больше, чем его знаменитые предшественники — американский «Форд-Т», итальянский «Фиат-500» и даже основной конкурент: германский «Фольксваген». За это время общий выпуск модели превысил 6 ООО ООО штук! И подобно тому, как «Форд-Т» сделал автомобилистом каждого среднего американца, «Ситроен 2CV» посадил за руль почти всю Францию.
А секрет успеха был в том, что «Ситроен» Лефевра вобрал в себя множество нестандартных технических решений. Его двигатель — «боксер» мощностью всего 8 п.с. обладал очень скромным аппетитом и позволял совершать дальние поездки без дополнительной заправки. Привод осуществлялся на передние колеса, что лишь спустя десятилетия станут испопьзовать в других конструкциях. А оригинальная подвеска обеспечивала «Ситроену» хорошую плавность хода. Каждое колесо имело гаситель колебаний. Гидравлические тормоза были установлены только на передних колесах, задние имели механические с ручным приводом.
Необычной была и форма кузова — двери с каждой стороны открывались «бабочкой» относительно центральной стойки. Для удешевления машину оснастили лишь одной фарой (дорожные правила в ту пору разрешали) и складывающимся брезентовым верхом. Матерчатая крыша и была чаще всего объектом многочисленных шуток. Тем не менее именно «неказистость» автомобиля стала его же достоинством. Благодаря внешнему виду он легко узнавался на дорогах и не нуждался в дополнительной рекламе.
Базовая модель машины постепенно модернизировалась. В 1954 году на нее установили новый 425-кубовый двигатель. Два года спустя мотор усилили, доведя число оборотов до 4200 в минуту. В 1963 году мощность повысили до 16,5 л.с., а спустя четыре года — до 28,5 с объемом 602 куб.см. Заслуживает отдельного упоминания и необычный вариант «Ситроен 2CV» «Сахара», созданный в 1958 году. Он имел два двигателя мощностью no 14 л.с. — один егтереди и один сзади, на месте багажника. Соответственно каждый независимо Друг от друга приводил в движение «свою» пару колес.
Постепенно расширялся и выпуск модификаций базовой модели. Уже в t951 году начали сходить с конвейера грузовые фургоны. А к концу 60-х появилась «Диана», которую фирма охарактеризовала как модель 2CV в исполнении «Люкс». В 1968 году был создан «Мехари» — джип с пластиковым кузовом и агрегатами, полностью заимствованными от «Зонтика». Позже на этой же базе спроектировали еще один джип — «Ситроен FAF».
Автомобильный рынок Европы заполнялся все новыми и новыми поколениями машин, но и старичок «Ситроен» не сдавался. Главным гарантом его конкурентоспособности являлась низкая стоимость. К примеру, в 1987 году цена «Ситроена 2CV» «Спесьяль» в Западной Европе была вдвое ниже, чем у самой дешевой «Хонды», и в полтора раза ниже, чем у самой дешевой «Тойоты».
Производство «Ситроена 2CV» продолжаете с -i по сей день — правда, лишь в Португалии на филиале фирмы. Во Франции же выпуск е’-о прекратили в 1988 году.
В нашем музее еще не было моделей этой фр^нц / -кой фирмы. Думаем, копия «Ситроен 2CV» займет в нем достойное место. Выполнена она из плотиии бумаги в масштабе 1:24.