Происходят эти суда от больших корабельных шлюпок, что размещались в XVII веке на борту больших океанских судов под названием баркасы. Впоследствии канонерскими лодками на флоте стали называть небольшие корабли прибрежного плавания, вооруженные крупнокалиберными орудиями.
На рубеже XVII — XVIII веков французские моряки стали использовать разновидность баркасов — большие открытые двухмачтовые боты — для подвоза тяжелых грузов к стоящим на открытых рейдах морским кораблям. А в военное время их перестраивали в легкие артиллерийские суда. Для этого корпус укрепляли металлическими кницами, а на носовой палубе устанавливали морскую пушку крупного калибра. Новый тип судна назвали канонерской лодкой (от французского слова «канноне» — «пушка»).
Характерной особенностью этих судов были большие треугольные паруса, крепящиеся на длинных наклонных реях. При слабом ветре для улучшения маневренности поднимали большой кливер. В бою предпочитали двигаться на веслах, каждым из которых гребли два матроса.
Канонерские лодки имели парусное вооружение основной площади 148 м2, «штормовое» парусное оснащение занимало 60 м2. Суда развивали скорость под парусами до 8 узлов (14,8 км/ч), а на веслах — 5 — 6 узлов. Во время же длительных переходов скорость составляла не более 3 узлов (1 узел равен 1 морской миле — 1852 м — в час).
В качестве орудий применяли пушки весом около двух тонн. Боеприпасами к ним служили сплошные ядра весом около 8 кг каждое, а также «виноградная» картечь и «книпели» — снаряды, состоявшие из двух полуядер, соединенных железной раздвижной штангой.
Личное оружие экипажа состояло из пик, шпаг, абордажных сабель и топоров, а также мушкетов и пистолетов, сначала с фитильным, а позже — с кремниевым замком.
«Небольшие, маневренные, способные незаметно подобраться к противнику, эти суда, тем не менее, обладают
значительной боевой мощью и, будучи использованы в большом количестве, могут нанести поражение даже крупным военным кораблям, особенно, если застигнут их у берега стоящими на якорях» — так писал о канонерских лодках шведский морской офицер, участник Северной войны 1700 — 1721 годов.
Канонерские лодки на вооружении флотов были не редкостью для многих европейских держав в XVII веке. Использовали их, как правило, для охраны побережий и войны в шхерах.
Чтобы построить модель, вам потребуется картон толщиной 1 мм и 0,5 мм, чертежный ватман, деревянные рейки, медная проволока диаметром 1 мм, цветная бумага, хлопчатобумажная белая ткань для парусов, модельные краски и некоторые другие материалы.
[link]скачать развёртки[/link]