В конце 1942 года в КБ Кировского завода начались работы по проектированию нового тяжелого танка ИС (Иосиф Сталин). Машину отличали корпус и башня с увеличенной по сравнению с КВ бронеза-щитой, оптимальные углы наклона броневых плит. В ходовой части использовались гусеницы и отдельные узлы танка КВ. Опытные образцы танка были изготовлены в двух вариантах. 76-мм танковой пушкой и 122-мм пушкой-гаубицей. Позже к ним добавился третий — с только что разработанной 85-мм танковой пушкой конструкции В. Грабина. После испытаний машину пришлось дорабатывать. Для улучшения проходимости добавили шестой каток и удлинили опорную поверхность гусеницы. Вооружили машину 85-мм пушкой Д-5Т конструкции Ф. Петрова. Новый танк получил обозначение ИС-1, но его серийное производство задерживалось и началось только в октябре 1943 года.
В конце ноября 1943 года на завод прислали опытный образец мощной танковой пушки калибра 122 мм с дульным тормозом Д-25Т конструкции Ф. Петрова. В короткий срок коллектив КБ доработал башню ИС-1 под новую пушку. Для борьбы со штурмовой авиацией противника на ней установили крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК. Несмотря на большие по сравнению с КВ-1 толщину брони и калибр пушки, машина получилась легкой и быстроходной. Танк получил название ИС-2 и после испытаний доставлен на полигон под Москвой, где провели стрельбы по трофейному танку «Пантера». Первый же снаряд легко пробил лобовую броню, ударил в кормовой лист корпуса и, оторвав его, отбросил на несколько метров.
Первые серийные ИС-2 были изготовлены уже в конце 1943 года. Бои показали, что машин, равных ИС-2, у противника нет. Командование вермахта было вынуждено даже отдать специальный приказ, согласно которому немецким танкистам категорически запретили вступать в открытый бой с новыми советскими машинами.
Весной 1942 года, когда ни «Тигр», ни «Пантера» еще не были запущены в производство, управление вооружения вермахта поручило фирмам «Хеншель» и «Порше» разработать проекты тяжелого танка с формой корпуса «Пантеры», мощным бронированием и пушкой калибра 88 мм.
Опытные образцы были готовы в конце
1943 года. Лучшим признали проект фирмы «Хеншель». Танк имел шахматное расположение катков, индивидуальную торсионную подвеску, безвальную коробку передач и многорадиусный механизм поворота. Мощная пушка и отличные прицельные приборы позволяли вести огонь по танкам противника с дальних дистанций. Использование унитарных патронов позволяло вести огонь с интенсивностью 6—7 выстрелов в минуту.
Предназначен танк был для прорывов хорошо укрепленных полос обороны. Машина получила название Т-УГВ «Коро-
левский тигр» и в январе 1944-го была запущена в серию.
В бою они впервые появились в августе
1944 года на Сандомирском плацдарме. Немецкому командованию было уже не до прорывов и охватов приходилось латать дыры в обороне. Поэтому тактика использования «Королевских тигров» скорее напоминала действия самоходных противотанковых артиллерийских установок, чем танков. Их вводили в бой для отражения танковых атак с дистанции 2—3 км небольшими группами.
А теперь предлагаем пополнить свои музей моделями двух этих машин. Башни и корпуса танков имеют сложную форму, поэтому постарайтесь как можно аккуратнее сделать заготовки. Вырезайте их из картона строго по одной стороне от линии.
БАШНЯ. Вначале выберите способ ее крепления к корпусу, затем склейте заготовки верхней и нижней половин башни с
заготовкой задней стенки. Боковины вклейте под переднюю и заднюю стенки.
КОРПУС. В первую очередь приклейте лобовую деталь к верхней половине корпуса соединением «встык», а уж потом днище. После этого изготовьте и установите все мелкие детали.
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ. У ИС-2 знак 85-й танковой бригады наносился на башню белым цветом, как показано на фото. На «Королевском тигре» широкой белой полосой рисовали кресты. Знак 506-го тяжелого танкового батальона — красный, ставился в левом верхнем углу лобовой части и в правом верхнем углу кормы.
И последнее. ИС-2 раскрашивали в тем-но-зеленый цвет. Пулеметы и колесные бандажи — в черный. «Королевский тигр» разрисуйте пятнами грязно-желтого и коричневого цветов.
А. ИВАНОВ, инженер Рисунки С, ЗАВАЛОВА
[link]скачать развертки[/link]